За месяц мы проезжаем 1,5 млн км! И не представляем работу без GPS-мониторинга: Андрей Шкодинский, директор «Евроопт Авто»

«Конкуренция растёт, все повышают уровень сервиса. И здесь система мониторинга будет мощным аргументом: точное время прибытия, сохранность груза, соблюдение температурного режима», – делится опытом Андрей Шкодинский. А опыт этот ценен – компания «Евроопт Авто» – один из самых крупных перевозчиков грузов в Беларуси. Некогда пионеры GPS-мониторинга в стране сегодня выпускают автомобиль в рейс, только если все датчики системы слежения работают корректно. Почему это так важно? Беседуем с директором компании.

– Андрей, несмотря на доступ к информации и интерес к технологии, многие бизнесмены и руководители до сих пор уверены: GPS-мониторинг – «волшебная пилюля». Установил и забыл. А в бизнес-процессах всё само чудесным образом наладилось. Но так ведь не бывает?

Да, верно, от установки одного «железа» вы получите только психологический эффект. Он быстро пройдёт, и если вы не будете работать с системой мониторинга, считайте, что вы зря потратили деньги.

Нужно анализировать динамику и сравнивать отдельные авто, группы, водителей. Система мониторинга сама по себе – это массив данных, который с последующей грамотной обработкой позволяет получить ответы на многие вопросы. Сколько топлива расходует автомобиль? При каких условиях и от чего это зависит – от неисправности автомобиля или стиля езды отдельно взятого водителя? Система мониторинга без анализа – это незаконченное решение.

Всем, кто уже эксплуатирует систему GPS-мониторинга и задаёт вопросы, почему у него ничего не происходит, советую: подумайте, КАК вы с ней работаете

Что вы делаете с этими цифрами? И делаете ли вообще что-то?..

– Далеко не всякий бизнес может позволить себе отдельного человека, который будет заниматься только сбором и анализом данных с системы мониторинга. Кому поручить эту функцию – специалисту со стороны провайдера / логисту / бухгалтеру?

Это зависит от целей и бизнес-процессов компании. От количества транспорта и от того, как в коллективе распределены должностные обязанности. В небольших компаниях один работник (например, логист) может выполнять несколько функций. В таком случае сбор и обработку информации целесообразно поручить ему.

В «Евроопт Авто» работают отдельные специалисты, которые занимаются только системой мониторинга. У них есть свои группы отчётности и регламенты, определяющие кому, когда и какую информацию сообщать. На основе этих цифр руководители принимают управленческие решения.

В идеале ответственными за внедрение, настройку и сбор данных должен быть люди, которые будут администрировать эту систему в будущем. Обучить их могут и провайдеры GPS-мониторинга – в их пакетных решениях предусмотрены такие программы.

Сразу после установки оборудования и ПО настраиваются базовые функции, простые отчёты. Нужен глубокий анализ? Пожалуйста, провайдеры никогда не отказывают в том, чтобы добавить опции, настроить специфические отчёты. А система позволяет это делать – она достаточно гибкая, и настраивается под пользователя.

 

– Как выбрать провайдера GPS-мониторинга? Простым ли был этот выбор у вас?

На рынке есть как минимум десяток провайдеров, и выбрать из них не так просто. Нужно исходить из ваших требований к системе мониторинга.

В нашем случае она в первое время использовалась как инструмент слежения за транспортом. Это её самая банальная функция – определять местоположение автомобилей.

Но требования к транспорту росли, постепенно нам понадобилось больше данных о работе транспорта. И здесь мы столкнулись с тем, что далеко не все компании готовы дать такой расширенный сервис, ориентируясь на потребности перевозчика.

Мы наращивали функционал постепенно: добавляли к базовому пакету провайдера новые датчики и опции, и это было не всегда просто. Задачи решались, но не с той скоростью, с которой хотелось бы нам. Обратный отклик от исполнителя был размытым – мы плохо понимали, когда получим результат. От оперативности провайдера зависели некоторые бизнес-процессы, но он был просто не готов работать в таких условиях.

Благодаря (или вопреки) этому мы стали пионерами Беларуси в ряде внедрённых решений. Инновации в системах мониторинга мы запускали у себя, на большом количестве транспорта. Провайдеру, который работал с нами тогда, пришлось очень хорошо потрудиться, чтобы соответствовать нашим требованиям.

Сейчас мы пользуемся собственной системой GPS-мониторинга. Вся «железная» часть – наша собственная разработка. Софт написан на аутсорсинге. Установку оборудования, подключение, передачу и обработку информации мы целиком взяли на себя.

– Усилия оправдали себя? Сейчас вы получаете от системы мониторинга то, что вам нужно?

Да, вполне. Вот пример пользы температурных датчиков. Мы часто перевозим продукты с коротким сроком годности, и 95% нашего автопарка – это автомобили с рефрижераторными установками. Раньше в тёплое время года нам приходило до 30 претензий о нарушении режима перевозки.

После того как мы оснастили весь автопарк датчиками температуры, количество претензий к температурному режиму стало резко снижаться. За последнее время не было ни одной подобной претензии.

Отчего нарушается температурный режим? Если холодильное оборудование исправно, то по вине водителей – они могут отключать рефрижератор, чтобы сэкономить топливо. Раньше в таких случаях сложно было понять наверняка, когда и почему был нарушен температурный режим. Это водитель отключил установку, чтобы сэкономить 5 литров топлива за рейс, или оборудование неисправно? А может, неправильно поставили товар, нарушив циркуляцию воздуха в грузовом отсеке?

После установки датчиков на эти вопросы можно ответить точно. Мы детально разбирали все такие случаи, при необходимости вносили изменения в инструкции (как нельзя ставить товары, что блокирует циркуляцию воздуха, в каком режиме должна работать установка и т.п.). В итоге мы пересмотрели наши рабочие процессы, чтобы вопросов по температурному режиму не возникало вовсе.

В силу растущей конкуренции все стараются повышать уровень сервиса. И здесь система мониторинга будет мощным аргументом: точное время прибытия, гарантированная сохранность груза, соблюдение температурного режима перевозки.

– Нарушение температурного режима – далеко не единственная причина конфликтов между перевозчиками, водителями и заказчиками…

Разумеется! Одна из основных – хищение товара. Раньше с этим боролись только с помощью пломб, но водители наловчились проникать в грузовой отсек, не повреждая пломбу. Датчики открытия дверей позволяют это отследить и найти виновных.

Недавно у нас был такой случай. Машину загрузили, опломбировали, отправили заказчику. На точке выгрузки выясняется, что отсутствует одна из пломб. Товар приняли с пересчётом – доверительная приёмка в таких случаях не допускается – и выявили недостачу.

Виноват водитель? Может быть, он сорвал по дороге пломбу. Но мы ведь и не видели, как товар погрузили на складе.

Датчик показал, что по ходу движения двери не открывались. Были зафиксированы две короткие остановки, но ни одного открытия дверей. Да, пломба сорвана, но это могло произойти в пути не по вине водителя. Возможно, пломба была перетянута, лопнула от вибрации и слетела.

Мы пересмотрели сборку товара на складе и установили, что при компоновке-отборке произошла банальная счётная ошибка, которая привела к недостаче.

В итоге мы разобрали весь процесс и сэкономили деньги, а невиновный водитель не пострадал. Без системы мониторинга, скорее всего, за недостачу отвечал бы водитель, который не смог бы доказать свою непричастность.

– Открытие дверей, температура в грузовом отсеке – какие ещё датчики стоят на ваших автомобилях?

Мы определили для себя концепцию оснащения каждого авто. Создали своего рода «брендбук» по каждому типу автомобилей – какие датчики должны стоять, какие параметры должны считываться.

Кроме перечисленных, используем также датчики уровня топлива. В себестоимости перевозки грузов топливо составляет около 30%! Чем больше у вас автомобильный парк, и чем дольше вы находитесь в пути, тем больше вы тратите на топливо.

У нас не обошлось без привлечения административного ресурса – было доказало несколько случаев хищения топлива водителями. И хотя все приходящие водители сразу узнают о системе мониторинга, некоторые думают, что у них получится безнаказанно сливать топливо, ведь раньше всё получалось. Но все такие «мастера» попадаются и несут административное наказание.

К сожалению, по-другому наши люди пока не понимают.

Благодаря внедрению системы контроля топлива мы пересмотрели все нормы списания. За первый же год мы (в зависимости от типа ТС) понизили нормы от 5 до 10%. Естественно, приходилось стимулировать водителей к экономной езде – этот пункт вошёл в их мотивационную составляющую.

Увы, мы не сломаем менталитет всех водителей одной своей компанией. Типичный водитель, приходя на работу, думает, что помимо заработной платы он сможет продавать на сторону сэкономленное топливо. Представьте себе: нам очень долго пришлось объяснять водителям, что сэкономленное топливо всё равно принадлежит компании! Они искренне не понимают этого. Водитель смотрит в глаза и честно говорит «Объясните! Почему так? Я же сэкономил это топливо, значит оно моё!».

Ещё один аспект – перерасход топлива. Система позволяет вести аргументированный диалог с водителем. Мы показываем ему конкретные цифры: здесь вы ехали с превышением, а тут держали повышенные обороты, за счёт чего и получился перерасход.

Бывает так, что водитель говорит «Да, у меня есть перерасход, но я всё делаю правильно». Разбираемся, и порой водители действительно оказываются правы – выявляются скрытые неисправности автомобиля.

Водители уже не могут придумать байки о том, что он потратил / потерял / сломался – всё видно в цифрах! Но при этом они получили защиту и своих интересов – если водитель приложил все усилия по недопущению перерасхода, никаких претензий к нему не будет.

– Ваш опыт интересен и показателен, но автопарк такого же размера есть далеко не у всех компаний. Кому вообще стоит обращать внимание на GPS-мониторинг? Фирмам с каким количеством машин или месячным пробегом?

Сегодня у нас 116 единиц техники. За всё время работы мы доставили более 1,3 млн тонн грузов. За месяц мы проезжаем 1,5 млн км! И не представляем работу без GPS-мониторинга

Вся наша техника на 100% оснащена датчиками контроля. Ни один автомобиль не выезжает в рейс без работающей системы мониторинга – это стандарт по вводу в эксплуатацию. На исправление любых повреждений системы даётся 2 суток – наше собственное СТО позволяет оперативно решать эти вопросы.

Но я бы не ограничивался каким-то определённым количеством машин. Недавно общался с владельцем небольшой компании с автопарком в 5 автомобилей. И он говорит «Ай, зачем мне эта система мониторинга! Я сам могу проехать на любой машине, и знаю, сколько топлива она расходует. А значит, сам могу составлять нормы расхода».

Стратегия имеет право на существование. Но в тот момент, когда собственник едет на одном из пяти автомобилей, четырьмя другими тоже кто-то управляет. И если примерный расход топлива (от небольших, но регулярных хищений он не застрахован) можно определить, то как контролировать работу рефрижераторных установок? Факты хищения груза? Никак.

Без систем мониторинга компания во многом зависит от человеческого фактора и доверия к водителю, а он не всегда может быть честным.

Зачем так рисковать, если система мониторинга – не дорогостоящий инструмент? Он окупается достаточно быстро, принося существенную выгоду. Моё мнение: даже у небольших компаний с малым автопарком должны стоять системы мониторинга.

Текст: Александр Литвин

***

Действительно, для GPS-мониторинга нельзя быть «недостаточно большой» или «слишком специфической» компанией.

«Каждый купец свой товар хвалит» – можете подумать вы про нас. Да, мы хвалим свой товар, но делаем это аргументированно и честно. Правильно настроенная система GPS-мониторинга и умелая работа с ней действительно сократит ваши расходы, покажет подноготную бизнес-процессов и поможет работать эффективнее.

Это справедливо не только для транспортных компаний, но и для строительных, сервисных (и ЖКХ), сельскохозяйственных.

Мы устанавливаем системы GPS-мониторинга, настраиваем отчёты и учим персонал.

Думаете, пригодится ли это вам? Скорее всего, да. Но если это не ваш случай, мы об этом сообщим. Обещаем!

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ